Важность опоры на ценности при построении компании и в работе с сотрудниками стала общим местом рассуждений. Однако, многие считают это чистой теорией, потому что уверены: о ценностях можно говорить, только рассматривая конкретные случаи. Это неверно, существуют модели, позволяющие эффективно работать с ценностями. Модель спиральной динамики не просто классифицирует виды ценностей, а описывает уровни развития систем ценностей. Используя ее, можно быстро понимать системы ценностей людей и организаций, которые определяют их мотивацию и действия.
Основная сложность состоит в том, что на всех уровнях используют одни и те же слова – «влиться в коллектив», «построить отношения с заказчиком», «эффективно работать», «хорошо сделать проект», «быть хорошей семьей» – но вкладывают в них совершенно разный смысл. Именно поэтому важно представлять системы ценностей тех, с кем взаимодействуешь: это позволяет опираться в коммуникации не на слова, а на смыслы за ними.
Спиральная динамика – не только инструмент менеджера или психолога. Эта теория позволяет любому человеку понимать ценности других людей в повседневном рабочем и личном взаимодействии. И это особенно важно в условиях продолжающейся промышленной революции, в ходе которой приходит конец индустриальному миру и приходит новый мир, названный Элвином Тоффлером "миром третьей волны". В ходе этой трансформации не только изменятся технологии, а "изменится мировоззрение (mindset) – все существующие понятия будут переосмыслены, придут новые ценности, что приведет к радикальному изменению бизнеса и организаций, семьи, государства и всего человечества". И эти изменения – не далекое будущее, это происходит уже сейчас, что видно из мощного тренда бирюзовых организаций, устройство которых тоже будет рассмотрено.